В последние годы общество большое внимание уделяет формированию действенного механизма борьбы с коррупцией. Среди относительно новых инструментов, призванных повысить результативность работы на этом направлении, следует назвать и нормативную конструкцию «конфликта интересов», которая уже зарекомендовала себя как эффективное средство предупреждения и профилактики негативных проявлений коррупции, в том числе и на муниципальной службе. Законодательством Российской Федерации дано определение — Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий), такое определение приведено в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Под указанное определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
— выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
— выполнение иной оплачиваемой работы;
— владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
— получение подарков и услуг;
— имущественные обязательства и судебные разбирательства;
— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
— явное нарушение установленных запретов.
Исходя из практики, наиболее часто встречающиеся ситуации конфликта интересов это — выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Отделом правового и кадрового обеспечения администрации Андроповского муниципального района проведен ряд мер по выявлению круга лиц, с которыми муниципальный служащий связан родственными или иными близкими отношениями. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» в 2018 году проведена работа по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел муниципальных служащих, усилен контроль за актуализацией сведений об их родственниках и свойственниках, содержащихся в анкетах. Работа направлена на своевременное выявление ситуаций возможного конфликта интересов. В администрациях местного самоуправления поселений района проведена аналогичная работа.
В частности статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлена обязанность муниципального служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возможности возникновения конфликта интересов. Выяснение обстоятельств непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой в администрации — отделом правового и кадрового обеспечения, в администрациях муниципальных образований поселений — лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
В администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края образована и осуществляет свою деятельность комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации района и урегулированию конфликта интересов. В 2018 году для рассмотрения на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов поступило 18 материалов, проведено девять заседаний комиссий, на которых рассмотрены: три уведомления о заключении трудового договора с ранее замещавшими должность муниципальной службы, тринадцать уведомлений о выполнении иной оплачиваемой работы, два материала о достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По итогам рассмотрения материалов привлечено к дисциплинарной ответственности два муниципальных служащих.
В администрациях муниципальных образований поселений комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов за 2018 год было проведено 13 заседаний комиссий, на которых рассмотрено 27 материалов. В результате рассмотрения материалов в пяти случаях муниципальные служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.
Учитывая что, непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
К сожалению, правовое регулирование в сфере конфликтов интересов не обладает необходимым уровнем системности и однозначности. Дальнейшее развитие института конфликта интересов должно осуществляться в направлении систематизации норм в рамках единого законодательного акта, охватывающего своим предметом такие вопросы, как понятие и виды коррупционных рисков (в зависимости от масштаба и вероятности), формы конфликтов интересов, субъекты, стадии и процедуры разрешения конфликта интересов, процессуальные гарантии прав муниципальных служащих, основания и виды мер дисциплинарной ответственности. Резюмируя вышесказанное и подводя итоги, сделаем вывод о том, что конфликт интересов — весьма сложный и многоаспектный термин, практика применения которого требует дальнейшего изучения и практических внедрений.
Курсавский территориальный отдел администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края